Порядок предъявления претензий клиентом экспедитору

Ст. 12 Федерального Закона от 30.06.2003 №87—ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает обязательный досудебный порядок предъявления экспедитору претензий, суть которых вытекает из договора транспортной экспедиции, в том случае, если экспедиционные услуги оказывались для целей, связанных с осуществлением клиентом своей предпринимательской деятельности.

В случае если экспедиционные услуги, оказываемые клиенту, были направлены на удовлетворение его потребностей личного, семейного, домашнего характера допускается предъявление иска сразу же. Согласно действующему законодательству право предъявления претензии или иска принадлежит получателю груза, указанному в договоре транспортной экспедиции, клиенту экспедитора или уполномоченному клиентом лицу, страховщику (по праву суброгации, или обратного иска).

Законодательством предусмотрена только письменная форма претензии. При этом к претензии (о недостаче, порче, утрате груза) должны прикладываться документы, подтверждающие право лица, ее предъявляющего, на ее предъявление. А также документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза (оригиналы, или нотариально заверенные копии оригиналов).

Претензия может быть подана в течение 6 месяцев со дня возникновения права на ее предъявление. Экспедитор может принять претензию и позже, если признает причины, побудившие клиента отложить предъявление претензии, уважительными (ст. 12). Срок исковой давности по договорам транспортной экспедиции составляет 1 год со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13).

Важным является порядок установления дня возникновения права предъявления претензии.
Он определяется следующим образом:

• со дня, следующего за днем, когда груз должен был быть выдан за порчу (повреждение), недостачу, утрату груза;

• со дня, следующего за днем действия договора (если иное не оговорено сторонами) за нарушение экспедитором срока выполнения взятых на себя обязательств;

• со дня, когда клиент или его уполномоченное лицо узнало, или должно было узнать о совершенных экспедитором нарушениях, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

Экспедитор обязан отклонить, принять полностью или частично претензию, о чем в письменной форме уведомляет клиента в течение 30 дней со дня ее получения. Если экспедитор отклоняет или принимает претензию только частично, то он обязан в ответе заявителю указать, по каким причинам он принимает такое решение (обоснование), а так же вернуть заявителю его претензию и приложенные к ней документы.